За прошедшую неделю случилось несколько инцидентов с нападениями и поножовщиной в школах Перми, Улан-Удэ и Челябинска. Все взбудоражены произошедшим и многие задаются вопросом,как же вести себя, если вдруг ты или твои близкие оказались в эпицентре вооруженного нападения.

Говорить о том, что подобные ситуации легко предотвратить, — нельзя. Никто и никогда не был готов к внезапным нападениям ни в школе, ни в клубах, ни на улице. И искать виноватых можно бесконечно, но это ничем не поможет ни детям, ни нам, родителям.

Но есть несколько конкретных советов, которые родители могут дать своим детям на случай чрезвычайных происшествий.

1.     Всегда носить с собой зарядку для телефона

Никто не знает, где ребенка могут задержать обстоятельства, а остаться без связи — последнее дело.

 2.     Соображать быстро и постараться сбежать

В ситуациях, когда нападения происходят в закрытых помещениях, решающими становятся первые несколько секунд, когда еще есть шанс выйти или укрыться, пока бандиты или террористы не успели оцепить помещение и взять его под полный контроль. Но именно в эти секунды обычно никто не понимает, что происходит. Объясните ребенку, что важно быстро сориентироваться, а это возможно только при готовности к чрезвычайной ситуации.

 3.     Изучить правила из курса ОБЖ (скучно, но действенно)

Что делать при захвате заложников; как остановить кровотечение при ранении; как вести себя при пожаре и задымлении; как выходить из паникующей толпы; как правильно прыгать с высоты 2–4 метра.

 4.     Не действовать коллективно

Подростки подвержены стадному чувству, и в любой чрезвычайной ситуации они не принимают решений самостоятельно, а ориентируются на лидеров или действуют по принципу «как все». Но сбежать или укрыться в первые секунды получается в основном у быстро думающих одиночек. Идеи из серии «давайте мы все вместе побежим» или «давайте мы будем сопротивляться» — не лучшее решение. Если группа подростков начнет совершать резкие движения, то напавшие могут применить оружие.

 5.     Выполнять требования, не привлекать внимания, не делать резких движений

Если ребенок не успел убежать или спрятаться в первые секунды или минуты после нападения, ему не стоит привлекать к себе внимание преступников, дискутировать и спорить с ними, плакать или возмущаться.

 6.     Занять самый защищенный угол

Это может быть место под столом или партой, у шкафа или между стеллажами. Задача ребенка — не сидеть в простреливаемой зоне, то есть у окон, дверей и посередине помещения. В случае штурма можно пострадать,  в том числе от пули спецназа.

 7.     Приготовить любое подобие повязки на рот и нос

Подойдет майка, шарф, колготки, рукав рубашки и даже носок. Если есть вода — ткань надо намочить (при этом надо помнить, что моча — фильтр гораздо более крутой, чем обычная вода). Если ребенок почувствует запах дыма, газа, любой другой странный запах или услышит кашель других, то, не теряя ни секунды, ему следует применить эту повязку — она может спасти жизнь.

 8.     Не паниковать и быть начеку

Расскажите ребенку, что надо собрать в кулак все свои силы, терпение и разумность и постараться подготовить несколько планов отхода на разные случаи. Надо быть готовым использовать шанс бежать, если что-то отвлечет преступников. Но не рисковать зря.

Вы сидите в классе и услышали за дверью стрельбу/взрывы, что делать?

  • Если в классе присутствует преподаватель, нужно четко следовать его инструкциям. Спрятаться под партами, столами, сидеть тихо и не паниковать.
  • Нужно спрятаться в те места, которые не достанет пуля. Если начнется штурм помещения, пригнуться как можно ниже относительно окон.

 Что предпринять учителю?

  • Запереть класс ключом изнутри. Собрать детей подальше от двери, ближе к последнему ряду парт.

Учителя — хорошие психологи, они умеют успокоить детей. Особенно если это ученики младших классов. Можно придумать, что это такая игра, учения, но нужно четко следовать указаниям преподавателя. Собрать всех вместе подальше от двери, ближе к последнему ряду парт.

  • Если в классе находятся младшеклассники — успокоить их тем, что нужно следовать инструкциям, так как проводятся учения.

 Как вести себя в одном классе с преступником/террористом?

  • Подчиняться всем требованиям нападающего. Не вступать с ним в словесную перепалку, спор. Не делать резких движений, вести себя спокойно.

Если преступник говорит «ложитесь, садитесь», нужно делать все в точности так, как он хочет. Если человек агрессивный и угрожает оружием, запрещено вступать с ним в спор, нельзя размахивать резко руками, ногами, не делать неожиданных для него движений, когда он требует не двигаться.

Что делать тем, кто находится в коридорах, спортзале и туалетах?

  • Необходимо покинуть открытое пространство и найти помещение, в котором можно закрыться на ключ. Внутри сидеть тихо и ни в коем случае не кричать о помощи.
  • Позвонить по номеру «112» или «02», родителям, чтобы сообщить о своем местоположении.

Сразу же нужно покидать холлы, коридоры и прятаться там, где можно закрыться на ключ. Нужно делать все тихо, не разговаривать и не кричать о помощи. Преступник может услышать звуки из кабинета и выломать дверь выстрелом.

В коридорах, в спортзале, в туалете: паниковать не стоит, постараться, если дети внимательны, понять ситуацию, насколько она опасна, связаться по номеру мобильного телефона со спасателями «112», «02», позвонить родителям. Сказать, где ты находишься. Во время звонка говорить как можно тише. Грубо говоря, 20 детей в спортзале, хоть у одного ребенка мобильный телефон будет. Привлекать внимание криками ни в коем случае не надо, потому что если рядом уже находятся захватчики-террористы, они поймут, где дети.

Если заметили ошибку, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Показать форму комментариев
Еще не имеете профиля пользователя? Регистрируйтесь сейчас!

Войти в профиль пользователя